Вы находитесь здесь: Главная > Жизнь > Страх смерти.

Страх смерти.

Написал после прочтения одной из книг Ирвина Ялома.

Рассмотрим такой животрепещущий вопрос как смерть. Чтобы там Лукреций не говорил: “Пока есть я смерти нет, когда приходит смерть меня уже нет, значит мы с ней не пересекаемся”,- все это сознательные отмазки, а глубоко в бессознательном этот страх никогда не проходит и никуда не исчезает. Он зарождается примерно в три года, когда человек начинает осозновать свое существование и отделять себя от мира. Для ребенка узнать о смерти – огромный стресс, поэтому он ее отрицает (одна из основных психологических защит). Родители, видя его состояние для того, чтобы успокоить могут сказать: “Hе бойся, дети не умирают”. В результате человек может (подсознательно) решить, что если он не будет расти он не умрет. Или он может умереть как личность (смерть понарошку) => а для тех кто уже умер настоящая смерть не стращна. Короче говоря, в любом человеке присутствует внутренний конфликт “безопасность – личностный рост”. Если человек выбирает личностный рост, это ведет к независимости, индивидуации и отделению от других, после чего он сталкивается с новым страхом пустоты и отверженности или по-другому страхом жизни. Когда он перевешивает страх смерти, развитие замедляется до момента возникновения нового внутреннего ресурса. В результате человек развивается по синусойде, ограниченной страхами жизни и смерти. Большинство людей идут по пути наименьшего сопротивления и чаще выбирают безопасность и создают свой уютный предсказуемый мирок. Hо какая-то экстремальная ситуация (смерть близких, развод, увольнение) их оттуда вышибает. Есть две универсальные защиты от страха смерти: чувство собственной исключительности (“уж со мной-то это точно не случится”) и наличие конечного защитника (“он придет и спасет меня в сложный момент”). Первый вариант более естественен, так как защита идет изнутри, а во втором случае приходится искать его вовне (защитником может быть кто-то из родителей, супруг, психолог или какой-нибудь лидер, и если он сам умирает, то защита разрушается). Возможен симбиоз, один находит себе защитника, а другой чувствует себя от этого исключительным 🙂 Чем выше страх смерти (не осознаваемый), тем сильнее нужна защита. В крайних случаях это ведет к паталогии: в первом варианте к комплексу бога, ощущению всемогущества, мании величия и садизму, во-втором, к полному уходу в свой иллюзорный мир и мазохизму. Религии предлагают и тот, и другой способ. Буддизм напрямую говорит, что мы умираем не насовсем, а душа бессмертна. А если стать буддой, то все будет о’кей. В даосизме менее явно присутствует идея исключительности. В христианстве и исламе есть всемогущий бог (защитник), который распряжается жизнью и смертью. Здесь также используется то, что смерть связывают с каким-то образом (персонифицируют), а от этого она становится менее страшной, так как полная неизвестность пугает больше.

Теги: ,

Оставить комментарий